18 ноября 2015 года  Главой государства в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ и профессионализации государственного аппарата принят Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции», который вступил в силу с 1 января текущего года.

Одним из новшеств Закона является его ориентированность на превенцию коррупции. Исходя из международного опыта, очень актуальным институтом является выявление и устранение коррупционных рисков. Основы этой системы в Казахстане заложены в статьях 7 и 8 Закона.

Одной из составляющих системы противодействия коррупции является  анализ коррупционных рисков. Так, впервые на законодательном уровне регламентированы понятия анализа коррупционных рисков и антикоррупционного мониторинга. Антикоррупционный мониторинг подразумевает  предварительный сбор и оценку информации в той или иной сфере противодействия коррупции в целях оценки уровня коррупции обществом. Мониторинг в свою очередь проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции, государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, общественными объединениями, а также иными физическими и юридическими лицами. Результаты антикоррупционного мониторинга являются одним из оснований для проведения анализа коррупционных рисков.

Анализ  коррупционных  рисков – это выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Существует два вида анализа коррупционных рисков: внешний и внутренний. Внутренний  анализ  коррупционных рисков осуществляют государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора, по результатам  которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В свою  очередь,  внешний  анализ коррупционных рисков осуществляется уполномоченным  органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан по двум направлениям:

Первое  — это выявление  коррупционных  рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;

Второе — выявление  коррупционных  рисков  в организационно-управленческой деятельности  государственных  органов   и  организаций, субъектов квазигосударственного сектора.

Таким образом, анализ коррупционных рисков позволяет  выявить дискреционные нормы, противоречия в законодательных актах,  административные барьеры,  факты несоблюдения законодательства и т.д.

Кроме того, меры принимаемые по результатам анализа, позволяют минимизировать коррупционные риски в деятельности анализируемых органов, а также способствуют формированию антикоррупционной культуры в обществе.

 

Алмагуль Шабденова,
консультант управления профилактики коррупции
Департамента Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан
по Костанайской области