18 ноября 2015 года Главой государства в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ и профессионализации государственного аппарата принят Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции», который вступил в силу с 1 января текущего года.
Одним из новшеств Закона является его ориентированность на превенцию коррупции. Исходя из международного опыта, очень актуальным институтом является выявление и устранение коррупционных рисков. Основы этой системы в Казахстане заложены в статьях 7 и 8 Закона.
Одной из составляющих системы противодействия коррупции является анализ коррупционных рисков. Так, впервые на законодательном уровне регламентированы понятия анализа коррупционных рисков и антикоррупционного мониторинга. Антикоррупционный мониторинг подразумевает предварительный сбор и оценку информации в той или иной сфере противодействия коррупции в целях оценки уровня коррупции обществом. Мониторинг в свою очередь проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции, государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, общественными объединениями, а также иными физическими и юридическими лицами. Результаты антикоррупционного мониторинга являются одним из оснований для проведения анализа коррупционных рисков.
Анализ коррупционных рисков – это выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Существует два вида анализа коррупционных рисков: внешний и внутренний. Внутренний анализ коррупционных рисков осуществляют государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В свою очередь, внешний анализ коррупционных рисков осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан по двум направлениям:
Первое — это выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;
Второе — выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.
Таким образом, анализ коррупционных рисков позволяет выявить дискреционные нормы, противоречия в законодательных актах, административные барьеры, факты несоблюдения законодательства и т.д.
Кроме того, меры принимаемые по результатам анализа, позволяют минимизировать коррупционные риски в деятельности анализируемых органов, а также способствуют формированию антикоррупционной культуры в обществе.
Алмагуль Шабденова,
консультант управления профилактики коррупции
Департамента Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан
по Костанайской области