Согласно статье 59 Закона Республики Казахстан «Об образовании» «Государственный контроль в системе образования направлен на обеспечение государством права на образование и соблюдение юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, реализующими общеобразовательные учебные и образовательные программы, соответствия осуществляемой ими образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан в области образования и законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и осуществляется уполномоченным органом в области образования, местными исполнительными органами в пределах их компетенции.».

Объектами государственного контроля в системе образования являются: 1)образовательная деятельность юридических лиц, реализующих общеобразовательные учебные и образовательные программы; 2) уровень освоения обучающимися соответствующих общеобразовательных учебных и образовательных программ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 59 Закона Республики Казахстан «Об образовании» Государственный контроль в системе образования осуществляется в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Согласно п. 1, 2 статьи 137 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

1. Контроль и надзор за деятельностью субъектов (объектов) контроля и надзора осуществляются в форме: 1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Кодексом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – иными законами Республики Казахстан;  2) профилактического контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотрено Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), порядок организации и проведения которых определяется настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Профилактический контроль и надзор подразделяются на:

1)профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;

2)профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.».

Согласно п.3 статьи 137 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан «Профилактическим контролем и надзором с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора являются контроль и надзор, осуществляемые органом контроля и надзора в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 141 настоящего Кодекса, направленные на профилактику, представление рекомендации для устранения причин и условий совершения правонарушений с целью их профилактики и предупреждения наступления угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.».

По результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляется предписание об устранении нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении,..».

Основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля является полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утвержденный первым руководителем регулирующего государственного органа или местного исполнительного органа.

Порядок проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определен статьей 147 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

В соответствии с п.1 статьи 147 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан «… орган контроля и надзора обязан известить субъект контроля и надзора о начале проведения … профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора не менее чем за сутки до их начала с указанием предмета проведения … профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.  Извещение о начале проведения … профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора органом контроля и надзора вручается нарочно, направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля и надзора, если такой адрес ранее был представлен субъектом в орган контроля и надзора, или иным доступным способом.».

Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля осуществляется в рабочее время субъекта (объекта) контроля, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Должностные лица органа контроля, прибывшие на объект для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, обязаны предъявить субъекту контроля:  «1) акт о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора с отметкой о регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов; 2) служебное удостоверение;  3) при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов; 4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения.».

Началом проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля считается дата вручения субъекту контроля (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, а также ознакомления субъекта контроля с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих профилактическому контролю с посещением субъекта (объекта) контроля.

В случаях отказа в принятии акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, ознакомлении с проверочным листом, а также воспрепятствования доступу должностного лица органа контроля, осуществляющего профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, к материалам, необходимым для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом органа контроля, осуществляющим профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, и руководителем юридического лица либо его уполномоченным лицом, физическим лицом. Руководитель юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение причины отказа.

Отказ от получения акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля не является основанием для отмены профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в акте о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля. При этом состав должностных лиц, проводящих профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, может изменяться по решению органа контроля, о чем субъект контроля и уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учётов уведомляются до начала участия в проверке лиц, не указанных в акте о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, с указанием причины замены.

Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определены в статье 148  Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

«1.Сроки проведения … профилактического контроля … с посещением субъекта (объекта) контроля … устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:

«…2) для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства: ….  при проведении … профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора – не более пятнадцати рабочих дней и с продлением до пятнадцати рабочих дней;».

Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля могут быть продлены только один раз в сроки, определенные пунктом 1 статьи 148 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, руководителем органа контроля (либо лицом, исполняющим его обязанности) только в случаях необходимости: «1) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Казахстан; 2) установления местонахождения лица, в отношении которого проводятся проверка и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;  3) получения результатов лабораторных исследований санитарно-эпидемиологической экспертизы.».

В случае продления сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля орган контроля в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и причина продления.

В случае продления сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля орган контроля в обязательном порядке уведомляет об этом субъект контроля (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо).

Уведомление о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля направляется органом контроля за один рабочий день до продления в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля, если такой адрес ранее был представлен субъектом в орган контроля, или иным доступным способом.

Согласно статье 151 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан установлены ограничения при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

При проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля должностные лица органа контроля не вправе:

«1) проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;

2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

5)превышать установленные сроки проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;

6) проводить проверку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в отношении которого ранее проводились проверка или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 настоящего Кодекса;

7) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.».

В статье 152-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан установлен порядок оформления результатов профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

«1.По результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, проведенных на основании системы оценки рисков, должностным лицом органа контроля и надзора в случае наличия нарушений составляется предписание об устранении выявленных нарушений.».

«Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания об устранении выявленных нарушений.

При определении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений учитываются:

 1) наличие у субъекта контроля и надзора организационных, технических и финансовых возможностей по устранению нарушений;

2) особенности технического состояния используемых производственных объектов;

3) сроки получения в государственных органах, местных исполнительных органах соответствующего разрешения или подачи уведомления, предусмотренного в приложениях 1, 2 и 3 к Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», а также иных обязательных заключений, согласований и других документов, установленных законами Республики Казахстан.».

По выявленным в результате профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат субъект контроля вправе не позднее трех рабочих дней предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Завершением срока профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля считается день вручения субъекту контроля заключения (в случае отсутствия нарушений) либо предписания об устранении выявленных нарушений не позднее срока окончания профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, указанного в акте о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

По истечении срока устранения нарушений, установленного в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект контроля в течение срока, установленного в предписании, обязан предоставить в орган контроля, проводивший профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, информацию об устранении выявленных нарушений.

В случае непредоставления субъектом контроля в установленный срок информации об исполнении предписания об устранении значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, выявленных в результате профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, орган контроля в течение двух рабочих дней направляет субъекту контроля запрос о необходимости предоставления информации об исполнении предписания.

После получения запроса о необходимости предоставления информации в соответствии с частью первой настоящего пункта субъект контроля в течение трех рабочих дней обязан предоставить соответствующую информацию в орган контроля и надзора.

В случае непредоставления информации орган контроля вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 1-1) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.