В соответствии с Законом РК «Об образовании» государственное регулирование в области образования направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования. Государственное регулирование в области образования осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля.
В 2019 году в организациях образования области проведена новая форма государственного контроля- профилактический контроль с посещением, главной задачей которого является профилактика правонарушений в сфере образования, а также дальнейшее их предупреждение, представление рекомендации для устранения причин и условий совершения правонарушений.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление государственного контроля в форме профилактического контроля в сфере образования, являются Предпринимательский кодекс РК, Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 13 «Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и профилактическом контроле и надзоре с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их результатах», совместный приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 719 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 843 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов по проверкам за системой образования».
Была изучена деятельность 44 организаций образования области, из которых 4 организаций дошкольного обучения и воспитания, 38 организаций среднего образования, 2 организации технического и профессионального образования. По итогам профилактического контроля с посещением выявлены 431 нарушение законодательства в сфере образования, из которых доля грубых и значительных нарушений составила 82% (354 нарушения). На одну организацию образования приходится 9,8 нарушений. Составлены 44 предписания об устранении нарушений, завершены 25 внеплановых проверок по контролю исполнения предписания. В 22 из 25 организациях образования области, повторно изученных, нарушения законодательства в сфере образования устранены.
Всего по итогам внеплановых проверок по контролю исполнения предписаний, составленных в ходе профилактического контроля, возбуждено 3 административных дела, вынесено наказание в виде административного штрафа в размере 72,5 МРП на общую сумму тенге 183062,5 тенге.
Эффективность любых действий определяема в динамике и в сравнении с прежними показателями.
Так, за 2018 год проведены 22 выборочные проверки как форма государственного контроля, из них в 20 организациях среднего образования, 2 организациях дошкольного образования. Выявлены 153 нарушения законодательства в сфере образования, на одну организацию образования приходилось 7 нарушений. По результатам выборочных проверок возбуждены 50 административных дел, вынесено наказание в виде административного штрафа в общем размере 1210 МРП на общую сумму 2910050 тенге.
Таким образом, в сравнении с 2018 годом количество административных дел уменьшилось в 25 раз, сумма административного штрафа уменьшилась в 16 раз, что свидетельствует об эффективности введенного в 2019 году профилактического контроля как новой формы государственного контроля, позволяющей организациям образования, учитывая рекомендации по устранению того или иного нарушения, своевременно привести в соответствие с действующим законодательством замечания в организации учебно-воспитательного процесса. Снижение административных дел связано с политикой гуманизации по итогам контрольных мероприятий, так как выдаются предписания без возбуждения административного производства с согласованием сроков исполнения и разъяснением выполнения каждого пункта требования предписания.
Предоставление возможности организациям образования области в определенный период времени устранить выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения без возбуждения административного производства позволяет организациям образования улучшить организацию учебно-воспитательного процесса.
Результативность контрольных мероприятий определяема конкретными примерами.
Проведение профилактического контроля в 4 детских садах и 38 мини-центрах как меры государственного контроля в дошкольных организациях содействовало приведению документации дошкольных организаций в соответствие с действующим законодательством, созданию консультационных пунктов для родителей, упорядочению возрастной периодизации при комплектовании групп, разработке и приобретению учебно-дидактических пособий. Вместе с тем, нерешенным остается кадровый вопрос. В 60% изученных организации 48 педагогических работников, осуществляющих дошкольное обучения и воспитание, не имеют педагогического образования по соответствующему профилю, имеются факты допуска к дошкольному обучению и воспитанию педагогов с дипломами «учитель физики и математики», «учитель биологии и химии».
С учетом региональной потребности рынка труда ежегодно утверждаются высокие показатели госзаказа на подготовку воспитателей дошкольных организаций: за последние три года- утверждено 980 мест, в том числе по заочной форме- 210. Для решения вопроса обеспеченности детских садов и мини-центров школ воспитателями имеется возможность работающим педагогам получить необходимую квалификацию воспитателя дошкольной организации по заочной форме.
Изучение условий для нормальной жизнедеятельности учебно-воспитательного процесса организаций среднего образования посредством проведения профилактического контроля выявило ряд проблем: так, в каждой третьей изученной школе имеются факты отсутствия лабораторного оборудования по физике, химии, биологии, мастерских по обработке металла и дерева, кабинетов технологии для девочек, спортивного инвентаря, недостаточности компьютерного оборудования, отсутствуют объекты питания либо отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на объект питания.
Выявление проблем, выработка рекомендации в ходе мер государственного контроля способствует принятию должных управленческих решений. В качестве положительного примера следует отметить деятельность местных исполнительных органов по оборудованию пищеблока, проведению канализации, установке нагревательных приборов в столовой КГУ «Севастопольская средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района» с целью организации качественного горячего питания и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на столовую, которое отсутствовало в школе на протяжении 4 лет. Спонсорская поддержка КГУ «Амантогайская средняя общеобразовательная школа отдела образования акимата Амангельдинского района» с целью улучшения материально-технической базы школы содействовала ремонту и техническому оснащению предметных кабинетов начальных классов, казахского языка и литературы, истории, географии, химии, робототехники.
В 82% изученных организациях среднего образования преподают 107 педагогов, не имеющих соответствующего образования по профилю. Имеются факты допуска к педагогической деятельности лиц, имеющих образование по специальностям: экология, техник-программист, переводческое дело, тракторист-машинист, бухгалтерский учет и аудит, агрономия. В каждой четвертой изученной организации среднего образования не созданы условия для своевременного повышения квалификации педагогическими работниками.
Анализ постконтрольных мер свидетельствует, что руководителями организаций образования производится работа по приведению кадрового состава требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании», педагоги получают второе педагогическое образование, проходят курсы повышения квалификации, но вопрос привлечения педагогических кадров по соответствующим профилям на село остается самым сложным.
В каждой третьей изученной организации среднего образования- нарушения в проведении критериального оценивания, в каждой шестой изученной организации среднего образования выявлены нарушения в деятельности коллегиальных органов управления (педагогический, методический советы), в каждой седьмой школе нарушения при осуществлении деления по предметам «технология», «художественный труд», «физическая культура», нарушения в проведении промежуточной и итоговой аттестации.
Проведение профилактического контроля с посещением, информационно-разъяснительной работы среди педагогической общественности способствовало своевременному устранению нарушений и приведению деятельности организаций среднего образования в соответствие с действующим законодательством.
Полагаем, что проведение дальнейших мер государственного контроля и оказание методической помощи организациям образования будут способствовать предупреждению нарушений с целью улучшения показателей качества образования.