Государственные общеобязательные стандарты образования определяют совокупность общих требований по каждому уровню образования.

Особенности реализации учебного процесса в организациях технического и профессионального образования заключаются в том, что в текущем учебном году государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования утвержден в новой редакции, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2017 года № 484 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» внесены изменения и дополнения, в том числе в Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – ГОСО ТиПО), утвержденный указанным постановлением.

Понятийный аппарат обновленного ГОСО ТиПО дополнен следующими терминами и определениями: базовый модуль;  профессиональный модуль. Так, в раздел 1 ГОСО ТиПО внесены определения понятий «… базовый модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный на приобретение обучающимися способности управлять собой и собственной деятельностью, склонности к самомотивации и самоорганизации;…» и «…профессиональный модуль независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный на приобретение обучающимися способности решать совокупность профессиональных задач на основе компетенций…».

В содержания отдельных положений ГОСО ТиПО внесены корректировки с учетом нововведений  в системе технического и профессионального образования, внедрения дуального обучения, организации учебного процесса на основе освоения модульных образовательных программ.

По сравнению со старой редакцией в новом ГОСО ТиПО (подпункт 1 пункта 8), с учетом новшеств в системе подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием, определяется, что требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования, предусматривают возможность: 1) присвоения квалификации повышенного уровня профессиональной квалификации (разряда, класса, категории) по конкретной специальности с выдачей документа установленного образца, при полном завершении программы повышенного уровня квалификации по результатам итоговой аттестации с выдачей документа государственного образца.

Изменения коснулись отдельных положений ГОСО ТиПО в части требований к разработке учебно-программной документации.

Внедрению инновационных подходов в подготовке кадров, модульного обучения как способа организации учебного процесса на основе освоения модульных образовательных программ, способствуют дополнения в ГОСО ТиПО,  устанавливающие нормативные сроки освоения образовательной программы технического и профессионального образования при модульной технологии обучения. ГОСО ТиПО дополнен приложением 2, включающим Модель учебного плана технического и профессионального образования при модульной технологии обучения.

В ГОСО ТиПО указано, что оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускника организаций образования в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности проводится работодателями.

Необходимо отметить, что согласно законодательству государственные общеобязательные стандарты образования соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования независимо от типов и видов.