В 2021 году территориальным Департаментам по обеспечению качества в сфере образования исполняется 10 лет.

Программа празднования 10-летнего юбилея деятельности территориальных Департаментов по обеспечению качества в сфере образования

мероприятие сроки
1 Подготовка аналитического материала об основных достижениях деятельности Департамента за 10 лет. январь
2 Создание и наполнение раздела, посвященного юбилею, на официальном сайте Департамента февраль
3 Выпуск фотоальбома «Деятельность Департамента. Фотохроника» март
4 Изготовление юбилейной брошюры «Контроль в цифрах и фактах» апрель
5 Подготовка и  публикация материалов о сотрудниках Департамента, внесших достойный вклад в его развитие. май
6 Создание и трансляция видеоролика «Становление Департамента, его трансформация и перспективы» июнь
7 Регулярное освещение мероприятий юбилея  на сайте Департамента и в социальных сетях в течение года
8 Проведение Дня открытых дверей Департамента июнь
10 Проведение юбилейной конференции «От контроля до обеспечения качества в сфере образования» август
11 «Наше  мнение: контроль и качество»-цикл интервью с руководителями организаций образования, представителями родительской общественности август
12 Проведение брифинга «Итоги 10-летия» сентябрь
13 Проведение анкетирования среди работников образования «Эффективность деятельности системы контроля» сентябрь
14 Подготовка и представление в Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки материалов о награждении ведомственными наградами работников Департамента сентябрь
15 Проведение Торжественного собрания октябрь

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА

С введением в Республике Казахстан вертикали контроля качества                        в 2011 году, в системе образования Костанайской области способствовало развитию ряда направлений, которые были определены проблемными в условиях отсутствия применения единых принципов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области образования.  

Реализация контрольных мер улучшила состояние определенных направлений сферы образования через взаимодействие департаментов по обеспечению качества в сфере образования с местными исполнительными органами и показала эффективность проводимых мер государственного контроля, выраженную в следующих показателях (в сравнении с данными исходного мониторинга, проведенного с января по май 2012 года):

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ:

Периоды проведения государственной аттестации Орган, проводивший государственную аттестацию Доля неаттестованных, %
До мая, 2012 года МИО 0
С мая 2012 года по июнь 2017 года ДКСО 53,4

— за период с 2012 по 2017 год проведена государственная аттестация                       677  (92,5%) организаций образования области, из которых 316 –аттестованы (46,6%); 361 (53,4%) – не аттестованы;

обеспечила единые принципы для контроля деятельности организаций образования

— до внедрения вертикали контроля качества в 5 из 20 регионов области (154 или каждая четвертая организация образования) государственная аттестация организаций образования не проводилась, в 10 регионах проводилась с многочисленными нарушениями Правил государственной аттестации, т.е. отсутствовал объективный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

  • до мая 2012 года доля аттестованных школ составляла 100%, в 2017 году  доля аттестованных школ – 47,4%, т.е. осуществлена объективная оценка деятельности организаций образования;
  • обеспечено изучение в ряде школ предметов «иностранный язык», «физика»,  «казахский язык», не изучавшиеся ранее по причине отсутствия педагогов с соответствующим образованием;
  • в трех специализированных школах области обеспечено изучение предметов «технология», «НВП», «физическая культура», «черчение», не изучавшиеся по причине распределения нагрузки на другие предметы;
  • в малокомплектных школах области обеспечена реализация в полном объеме вариативного компонента учебного плана, ранее не изучавшегося по причине отсутсвия финансирования из местных бюджетов;

мониторинг условий обучения (2013 год) обеспечил решение вопроса класс-комплектов с объединением более двух классов в условиях МКШ ( в 2013 году функционировало 93 класс-комплекта с объединениями от трех до пяти классов).

ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

  • в 2012 году в организациях среднего образования области работали 195 (1,4%) педагогов со средним образованием, в 2020 году – 0;

в 224 (38,5%) организациях образования области качественный состав педагогических кадров не соответствовал квалификационным требованиям Правил лицензирования; по итогам профилактического контроля в 2019, 2020 годах (всего 70 школ) выявлено 6 (8,6%) школ;

  • увеличилась доля педагогов с высшим образованиемна 4,2%: в 2012 году – 82,1%, в 2020 году – 86,3%;
  • снизилась доля педагогов с техническим и профессиональным образованиемна 1,6%: в 2012 году – 15,3%, в 2020 году – 13,7%; 
  • в 2016 году Департаментом инициировано размещение государственного заказа для подготовки специалистов на специальность «дошкольное воспитание и обучение» в организациях ТиПО;
  • в 2020 году порядка 300 педагогов, осуществляющих деятельность в дошкольных организациях области, обучаются по специальности без отрыва от работы;
  • уменьшилась доля педагогов, не имеющих образования по профилю «дошкольное воспитание и обучение»: 2012 год – 73,7%, 2020 год  — 39,3%            

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОВЕРОК НА СОБЛЮДЕНИЕ КВТ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

— обеспечено 100% наличие свидетельств о государственной регистрации организаций дошкольного, среднего образования (до мая 2012 года отсутствовал в 5 школах);

— обеспечено 100% наличие идентификационного документа на земельный участок — акт на право постоянного землепользования (в 2012 году отсутствовал  в 301 (51,7%) школе);

— обеспечено 100% наличие технического паспорта на объекты недвижимости (в 2012 году отсутствовали в 74 (12,7%) организациях образования);

увеличилась доля учителей с высшей, первой квалификационными категориями на 15,2% :   2012 год – 41,8%, 2020 год – 58,4%.

— в 273 (47%) организациях отсутствовали документы, подтверждающие наличие недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, по итогам профилактического контроля за 2019, 2020 год (всего 70 школ) выявлено лишь 2 школы (2,9%);

обеспеченность учебниками составила: в 2012 году  — 84%, 2020 год – 100%;

отсутствовала лицензия для занятия образовательной деятельностью в 5 (0,3%) организациях образования, в 2020 – 0;  

— в зданиях школ размещались организации, деятельность которых функционально не связана с образовательной: фельдшерско-акушерские пункты (33 школы), сельские библиотеки (33 школа), архив (1 школа), центр развития языков (1 школа), сельские акиматы (12 школ),  АТС (7 школ),  отделения Казпочты (5 школ),  пункты полиции (6 школ), в настоящее время здания организаций образования используются по назначению.

ПРИВЕДЕНИЕ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГАРАНТИРОВАННОМУ НОРМАТИВУ

улучшены условия для получения качественного образования в МКШ:  с 2012 года закрыты 86 НШ, 15 ОШ, реорганизованы 57 средниш школ, 51 основная школа, в том числе с низким качественным составом педагогов, до 2012 года реорганизации подлежали лишь основные школы;

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГОВ

— при разработке локальных документов организациями образования применяются соответствующие нормативно-правовые акты;

— организациями образования приведена в соответствие с НПА школьная документация;

систематизировано ведение делопроизводства: разработаны и утверждены архивами номенклатуры дел, обеспечивается хранение документации, и т.д.;

— в организациях образования созданы и обновляется база НПА;

— осуществляется обновление школьной документации в соответствии с изменениями в НПА;

— приведена в соответствие с НПА работа по выдаче учащимся аттестатов и свидетельств об образовании (ранее допускались нарушения по несоответствию количества выпускников и выданных аттестатов и свидетельств, отсутствие записей в Книгах выдачи и т.д.).

ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА:

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— размещено 98 статей в областных печатных изданиях;

— проведено 19 прямых эфиров в областных ТРВ;

— проведено 8 брифингов в РСК;

— возбуждено 506 административных дел, общий размер административного штрафа составил 14397,5 МРП: по итогам мер государственного контроля-333 дела, административные штрафы в размере 12907,5 МРП, приостановление лицензии-66, лишение лицензии-2 организации образования; по представлению комиссии по делам несовершеннолетних-20 дел, административные штрафы-140 МРП, по представлению Ревизионной комиссии-100 дел, административные штрафы- 835 МРП, по представлению прокуратуры-53 дела, административные штрафы -515 МРП;

— проведено 388 проверок, 76 профилактических контролей, 144 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности (4 808 МРП), в 66 организациях образования приостановлено действие лицензий, 2 организации образования решением суда лишены лицензии на образовательную деятельность;

— проведено государственной аттестации в 677 организациях образования;

— нагрузка на 1 специалиста составила 113 организаций образования за весь период;

— нагрузка на 1 специалиста составила в период действия государственной аттестации составила 16 организации образования в год; 

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— сокращена сеть колледжей с 48 в 2012 году до 34 в 2020 году;

— 20 колледжей осуществили добровольный возврат по 21 специальности и 45 квалификациям;